23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Петр Заковорот – русский фехтовальщик

«В искусстве владеть холодным оружием у нас, русских людей, уже тогда была одна характерная черта – непреклонная воля к победе. Счастлив я, что мастерство старых русских фехтовальщиков подхвачено молодежью и развивается, как и другие виды спорта, год от года глубже и шире».
Из мемуаров Петра Антоновича Заковорота

История российского фехтования начинается в Москве XVIII века. В 1701 году, по указу Петра Первого, фехтование или «рапирная наука» вошла в список обязательных программ и начала распространяться по учебным заведениям, а потом и по всей России.

В далёком 1871 году в селе Купьеваха Богодуховского уезда Харьковской губернии родился будущий спортсмен – Пётр Антонович Заковорот, ставший одним из основоположников советской школы фехтования. В молодости он был призван на службу в Гродненский гусарский полк лейб-гвардии. Молодой, лихой гусар отличался способностями к верховой езде, но это был не единственный его талант. Пётр проявил живой интерес к сабельной науке, сходу овладел и шпагой, и саблей. Собственно, на службе и началась его карьера фехтовальщика.

Пётр Антонович стал лучшим фехтовальщиком в полку и был назначен помощником обрусевшего француза, Юлиана Мишо – известного тренера по фехтованию. Тот казался на вид мягким человеком, но в деле был строг и суров. В 1892 году состоялся первый поединок учителя и ученика.

Заковорот2.jpg

Пётр Заковорот был впечатлён своим первым серьёзным опытом и запечатлел его в своих мемуарах: «Он взял оружие и приказал защищаться. Не успел я подумать, что, пожалуй, сумею устоять перед своим, не особенно сильным с виду противником, как Мишо сделал выпад, сабля его блеснула в воздухе, а моя со звоном полетела на землю. Я поднял оружие и снова приготовился к обороне. Отбиваю первый удар, но клинок Мишо тут же упирается в мою грудь. Так с первого урока мне стало ясно, что клинок требует от человека не только силы, но и ловкости, быстроты, сообразительности, безупречного знания множества приемов».

В свою очередь Юлиан Мишо ценил в Петре Заковороте силу и ловкость и не сомневался более в нём. Из Петра определённо мог выйти славный дуэлянт-фехтовальщик.

После окончания службы, в 1910 году, Петра перевели в Санкт-Петербург, где он устроился преподавателем в Главной гимнастическо-фехтовальной школе и Морском кадетском корпусе. Позже он тренировал младшие курсы красной армии. Преподавал Пётр фехтование и в Харькове, где возглавлял кафедру фехтования. Его успехи были блестящими. Под его началом начали свой путь известные на тот момент тренеры: Вадим Алексеевич Андриевский и Иван Ильич Манаенко.

Пётр Антонович не только тренировал желающих, но и выступал на соревнованиях. В 1900 году в Париже состоялись Олимпийские игры, на которых Пётр Заковорот впервые выступил на соревнованиях по фехтованию на саблях среди тренеров. Он занял на них седьмое место, а выступал он на соревнованиях снова со своим неизменным партнёром – своим учителем – Юлианом Мишо, который оказался пятым. Зато в полуфинале ему повезло – пять побед и два поражения. А финал снова провалил – две победы и пять поражений.

Это было очень волнующе – состязаться с мировыми профессионалами, тем более, что судьи болели за французов. Соперником Заковорота на тех соревнованиях стал Анкетти – чемпион Франции, могучий и накачанный атлет. Он прекрасно владел оружием и подстраивался под своего соперника. Его тактика была безупречной. Реакция позволяла Анкетти мгновенно использовать промах противника против него самого. Но как только Заковорот встал напротив соперника и привычно сжал в руке шпагу, уверенность вернулась к нему.

Пётр Заковорот призвал всё своё самообладание и выдержку со вниманием, чтобы не дать шанса французу. На него тут же обрушился шквал ударов, но Заковорот блокировал соперника, терпеливо выжидал удачного момента и вот, наконец, улучив удобный момент, напал на Анкетти. Постепенно Пётр Антонович стал действовать непринуждённо, будто это было не соревнование, а очередная тренировка с наставником. Судьям пришлось признать победу. Тренер – Юлиан Мишо, тоже стал победителем в этих соревнованиях. Безусловно, он гордился своим учеником. Это была непревзойдённая победа, гордость русских чемпионов.

Через десять лет после этого состязания уже в Париже состоялся турнир по фехтованию, на котором Пётр Антонович занял третье место. Его наставник Юлиан Мишо – лишь пятое. И это была несомненная гордость, абсолютная победа Петра Заковорота. Через выступления и соревнования Пётр Заковорот дошёл и до организации первого чемпионата по фехтованию УССР. Это был большой прогресс, ведь помимо организации, Пётр ещё и сам в нём участвовал. На момент турнира ему было 64 года, и Заковорот его выиграл! Это говорит о том, что через года Пётр Антонович пронёс свою бесконечную любовь к фехтованию, добившись уже в зрелом возрасте долгожданного первого места.

Заковорот1.jpg

Пётр Антонович сделал немало для советского спорта. Его ученики, ставшие впоследствии тренерами, выпустили немало достойных фехтовальщиков. Благодаря Юлиану Мишо и Петру Заковороту, в России до сих пор живёт и пользуется успехом славная наука владения мечом и шпагой – фехтование.

Современная молодёжь сегодня так же заинтересована в фехтовании. Правда, в эту стихию их ввели персонажи компьютерных игр, в частности «Ведьмака». Насмотревшись, как главный герой резво размахивает мечом, впечатлённые геймеры выскочили на улицу, начали атаковать тематические магазины в поисках «эльфийской катаны» или «клинка-полуторника». Пусть через игры, но знакомится молодёжь с настоящими русскими героями клинка и шпаги.

Евгения Малышева.