Сергей Виноградский: хемосинтез, почвенная микробиология и музыка

Сергей Виноградский по праву считается блестящим экспериментатором и наблюдателем,  обладающим редкой способностью глубоко концентрироваться на выбранной научной  задаче.

Сергей Виноградский родился в Киеве в 1856 году в семье состоятельного чиновника.  Окончив гимназию, поступил на юридический факультет. Вместе с тем Сергей страстно  был увлечен музыкой и мечтал продолжить музыкальное образование. Ради своей мечты  Сергей бросил университет и перебрался в Петербург. Но через год Виноградский снова  меняет свое решение и поступает на естественное отделение Петербургского  университета.

Сергей Виноградский

Виноградский стал одним из основателей общей микробиологии. Изучению бактерий, как  двигателя всех основных необходимых для жизни химических элементов, посвятил свою  жизнь наш великий соотечественник Сергей Николаевич Виноградский.

Идея окисления минеральных веществ, способных давать энергию, необходимую для  синтеза веществ органический, пришла в голову ученому в 1887 году, когда он наблюдал  за серными бактериями. Доказать свои предположения Виноградский смог лишь через  три года, изучая процесс окисления бактериями аммония. Именно с хемосинтезом, в  основном, связывают имя Виноградского. Однако, этим открытием, его плодотворная  деятельность не ограничилась.

В 1896 году Виноградский выступил в Императорском институте экспериментальной  медицины с докладом «О роли микробов в общем круговороте жизни». Доступно и  подробно он объяснил круговорот основных химических элементов, которые  используются живыми организмами. В своем докладе Виноградский вплотную подошел к  современным представлениям о биосфере, как о системе глобальных геохимических  круговоротов. Но об этом заговорили лишь через 30 лет.

Сергей Виноградский

Множество работ Виноградского было посвящено деятельности почвенных бактерий,  поэтому ученого считают основоположником почвенной микробиологии.

Виноградский отказался от предложения поработать в Пастеровском институте во  Франции, вернулся в Россию и поступил на службу заведующего отделом общей  микробиологии в Институте экспериментальной медицины.

В 1905 году, потеряв интерес к своей работе, Сергей Николаевич окунулся в новые заботы  о своем имении в Хмельницкой области и проявил себя как прекрасный управитель. Но в  январе 1920 года Виноградский покидает захваченную большевиками Одессу. Жизнь в  эмиграции не приносила радостей. Подходящей работы не было, от многих предложений  ученый отказывался, жизнь на чужбине его угнетала.

Сергей Виноградский

Лишь спустя 15 лет Виноградский триумфально возвращается в науку и организует в  Пастеровском институте отдел сельскохозяйственной микробиологии. Сергей Николаевич  устраивает лабораторию и налаживает хозяйство. Виноградский совершает значимые  открытия в области изучения почвенных микробов.

Сергей Виноградский скончался в 1953 году и похоронен на кладбище маленького  городка Бри-Конт-Робер.