Физика на службе отечественной археологии

Отечественная наука никогда не стояла на месте. Разумеется, были и взлеты, и падения,  связанные с различными объективными обстоятельствами. Ситуация в стране и мире  неизменно влияла на интенсивность работы научных учреждений, но никогда в научной  области не было абсолютного простоя или бездействия.

Физика на службе археологии

Отдавая дань стойкости и  настойчивости наших научных специалистов, мы обязаны упомянуть о том, что даже в  тяжелейшие и голодные годы Великой Отечественной войны, советские ученые  совершали открытия, продолжая трудиться на благо своей страны, своего народа.

Сегодня на работу российских научных учреждений выделяется немалое количество  бюджетных средств, поэтому страна пополняется новыми научными лабораториями,  учебными заведениями, а российские университеты выпускают крепких, знающих и  думающих молодых специалистов.

Сегодня мы расскажем о совместной работе российских физиков и археологов в области  определения возраста обнаруженных артефактов. Физики Тамбовского государственного  университета им. Г.Р. Державина разработали новейший, ранее не используемый метод исследования тонкой микроструктуры древесины. Именно такой метод теперь помогает с  максимальной точностью определить возраст предметов искусства и быта, музыкальных  инструментов, деревянных построек и кораблей.

Физика на службе археологии

Представленный метод поможет установить хронологию падений астероидов,  вулканических извержений. Известная аксиома гласит: чем мельче структура, тем прочнее  материал. Это утверждение смело распространяется и на древесину. Теперь мы можем  изучать не только годовые кольца роста. Современная открытая методика изучает  вариации свойств, характеризует механику клеточных стенок.

На основе вышеуказанных изучений и полученных результатов, в ближайшем будущем  ученые разработают линейку специализированных микромеханических индентометров.  Новые приборы постепенно заменят традиционные системы, основанные на оптическом  методе исследования годовых колец роста древесины.

Новые изобретения позволят глубже и конкретнее изучать предметы с помощью  улучшенного пространственного разрешения. Более того использование новых приборов  может обойтись без участия человека, что было невозможным при оптическом  исследовании.

Физика на службе археологии

Данные разработки были проведены в рамках масштабного национального проекта  «Наука и университеты» и программы Минобрнауки Росси «Приоритет 2030».