23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Борис Соколов: последний кинооператор войны

17 января 2019 года ушел из жизни Борис Соколов.

Борис Соколов был одним из операторов, участвовавших в съемках подписания акта безоговорочной капитуляции Германии 9 мая 1945 года. Кадры его хроник вошли в документальные фильмы «Берлин», «Разгром Японии», «Знамя Победы над Берлином водружено». Кадры с гильотиной в гестаповской камере пыток, сделанные Борисом Соколовым, в 1962 году включил в свой фильм «Иваново детство» режиссер Андрей Тарковский.

345967830-600x397.jpg

Он был награжден медалями: «За взятие Берлина», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1980 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 90-е годы – «Почетный кинематографист России».

Борис Александрович родился 13 февраля 1920 в Петрограде. В 1941 году окончил операторский факультет ВГИК, в сентябре того же годы был эвакуирован в Казахстан, где работал на Алма-Атинской студии кинохроникально-документальных фильмов. В течение трех лет он занимался съемками тыловой кинохроники, но все время просился на фронт, получая неизменный ответ: «Пока не представляется возможным». Потом в одной из групп освободилось место, и Соколов попадает на 1-й Белорусский фронт.

1039635941.jpg

На фронте им давали участок, Соколов с напарником ехали туда и там снимали – стараясь делать так, чтобы был сюжет, монтажные планы. Одновременно они были и сценаристами, и режиссерами, и операторами. Аппаратура у них была сверхчувствительная и снимать они могли только днем, осветительных приборов не было, камеры автоматические, в которые входило около 30 метров пленки в бобине, что было равно примерно минуте экранного времени. 

По воспоминаниям Бориса Соколова, самыми интересными в творческом плане были съемки уличных боев, там можно было снимать танки, артиллерию, пехоту. В полевых условиях операторы были очень ограничены. Всего за время войны на всех фронтах было снято 3,5 миллиона метров кинопленки, а при съемке штурма Берлина – более 300 тысяч метров.

Всего на фронте было около 250 кинооператоров, из них погиб каждый пятый. Страх подавлялся стремлением снять то, что нужно и профессиональным азартом. Во время войны шла серьезная борьба против инсценировок, вплоть до выхода специальных постановлений. Есть два примера инсценировок, вошедших в историю боев.

Первый – встреча двух фронтов под Сталинградом, на хрониках с двух сторон в кадре навстречу друг другу бегут солдаты. Второй – известные кадры водружения знамени над Рейхстагом, флаги водружали ночью, а киносъемку проводили на рассвете, ночью техника не позволяла снимать.

16799927.jpg

В мае 1945 года он снимал историческое подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Сам момент подписания снимали три оператора, в очень стесненных условиях – помещение было небольшое, в нем было много журналистов и фотографов из разных стран.

После штурма Берлина Соколова перебросили на Дальний Восток, там он был на Забайкальском фронте, прошел через пустыню Гоби, дошел до Желтого моря, оказался с разведотрядом в Китае и восходил на Великую Китайскую стену.

hqdefault.jpg

После войны Борис Соколов работал на Литовской киностудии и на «Мосфильме», более 20 лет руководил операторами на центральном телевидении. Объехал весь мир и присутствовал на всех важных событиях своей страны.