Николай Зинин: взрывной успех русской химии

Зинин Николай Николаевич – химик-органик, основатель Русской научной школы.

С определенностью можно сказать, что, благодаря Николаю Зинину, российская химия уверенно вышла на уровень европейской науки.

Родился будущий академик 25 августа 1812 года в Елизаветпольской губернии, где отец его находился с дипломатической миссией. Эпидемия на Кавказе унесла жизни всех родных Николая. Осиротевшего ребенка увезли к дяде в Саратов. Родственники заботились о мальчике, воспитывали и прививали любовь к обучению. В гимназии Николай проявил себя трудолюбивым, чрезвычайно работоспособным и любознательным учеником.

Зинин Николай Николаевич – химик-органик, основатель Русской научной школы

В 1830 году Зинин стал казеннокоштным студентом Казанского университета, по  окончании которого обязан был прослужить 6 лет на госслужбе, изучал астрономию и математику под руководством профессоров Лобачевского Н.И. и Симонова И.М.

Успешно окончив обучение, Зинин получил золотую медаль и степень кандидата, остался в университете преподавателем физики и математики, а также преподавателем теоретической химии. Затем сдал экзамен на степень магистра физико-математических наук, блестяще защитил диссертацию и заслуженно получил ученую степень магистра.

По ходатайству попечителя Казанского университета Мусина-Пушкина М.Н. Николай Зинин был направлен на обучение за рубеж. Зинину посчастливилось работать в лучших европейских химических лабораториях Берлина, Лондона и Парижа. Бесценный опыт и знания были приобретены Зининым в его европейский период. Изрядно пополнив свой профессиональный багаж, Зинин возвращается в Казань и защищает докторскую диссертацию «О соединениях бензоила и об открытых новых телах, относящихся к бензоиловому ряду», максимально приблизившись к современным представлениям о катализе.

Зинин Николай Николаевич – химик-органик, основатель Русской научной школы

Николай Зинин проявлял не только блестящие профессиональные, но и незаурядные организаторские способности. Совместно с Воскресенским А.А. Николай Зинин основал первую школу русских химиков. Многие выпускники казанской химической школы стали выдающимися специалистами и учеными. Такие имена как Бородин А.П., Энгельгардт А.Н., Бутлеров А.М., Бекетов Н.Н. известны не только в нашей стране, но и в мире.

Важнейшим направлением исследований Николая Николаевича – изучение реакций окисления и восстановления органических веществ. Глубокое знание исходного материала, серьезная исследовательская работа и последующее открытие общего метода получения аминопроизводных из органических нитросоединений, стали началом новой эры в промышленном производстве фармацевтических препаратов, душистых веществ, синтетических красителей.

В 1848 году Зинин был приглашен в Санкт-Петербург для руководства кафедрой химии в Медико-хирургической академии. Служение в академии Зинин совмещал с общественными обязанностями председателя академического суда, члена мануфактурного совета министерства финансов и члена военно-медицинского ученого комитета.

Помимо этого, Николай Николаевич активно работал в лаборатории и долгим опытным путем решил проблему получения нитроглицерина – сильнейшего взрывчатого вещества – путем синтеза из глицерина с использованием концентрированной азотной кислоты и низкой температуры. Благодаря практическому применению этого открытия, в период крымской войны, русская армия имела в арсенале мощную взрывчатку - начиненные нитроглицерином гранаты.

Зинин Николай Николаевич – химик-органик, основатель Русской научной школы

В 1868 году совместно с Меншуткиным Н.А. и Менделеевым Д.И. Николай Зинин организовал и возглавил Русское химическое общество. Юношеский энтузиазм не оставлял Зинина и в пожилые годы. Он продолжал вести активную исследовательскую деятельность в области изучения веществ, их производных и способах получения и превращения их в другие вещества.

Весной 1879 года усилились физические страдания Зинина, связанные с патологией почки, травмированной еще в детстве. Николая Николаевича лечил Сергей Петрович Боткин, прогнозы которого относительно здоровья Зинина были не утешительны.

Николай Николаевич Зинин скончался 18 февраля 1880 года в городе Санкт-Петербурге.