23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Татьяна Лиознова: Железная леди советского кино

«Мама» Штирлица, режиссер знаменитых кинохитов «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и многих других – талант, который нашел дорогу.

Татьяна родилась в Москве, в еврейской семье Моисея Александровича и Иды Израилевны Лиозновых.

Одним из главных событий ее жизни, как, впрочем, и всего ее поколения, стала Великая Отечественная война. Когда она началась, Татьяне было 17 лет. Война забрала у нее отца и трех братьев мамы. Отец уже отвоевал на фронтах Первой мировой, был ранен и плохо слышал. Призывать его уже были не должны, но он записался добровольцем. В 1941 году отец погиб.

39 (1).jpg

Лиознова признавалась, что попала в кино почти случайно. Она уже полгода проучилась в МАИ, как тут брат подруги пошел поступать во ВГИК, Татьяна тоже решила попробовать и поступила в мастерскую к Герасимову. Лиознова отучилась один семестр и ее чуть не выгнали, отчислив после первого семестра – посчитали, что у юной, девятнадцатилетней девушки слишком мало жизненного опыта, чтобы стать режиссером. Татьяна не отчаялась, собрав группу товарищей по несчастью, она вместе с ними поставила собственную пьесу «На полустанке», уговорив Герасимова ее посмотреть. Герасимов оценил упорство студентов, задав только один уточняющий вопрос Татьяне: «Сама написала?» Получив утвердительный ответ, он похвалил Татьяну, и все студенты получили допуск к экзаменам, после сессии все они были восстановлены.

138963451_0_581a0_bcc26631_XL.jpg

Татьяна окончила ВГИК и по распределению попала на киностудию имени Горького, откуда была практически сразу уволена. Причиной была так называемая «борьба с космополитизмом», а проще говоря – антисемитская кампания, затеянная правительством против интеллигенции. Татьяна родилась в еврейской семье и по умолчанию считалась неблагонадежной. О возможности карьеры в кинематографе или свободе творческой деятельности нельзя было и мечтать. Тогда ей на помощь пришел ее учитель Сергей Герасимов. Она стала работать его ассистентом на площадке. У Татьяны было необыкновенное чутье на актеров, она умела с ними работать и открывать их с неожиданных сторон. Почти десять лет после выпуска из ВГИКа, она проработала ассистентом режиссера или вторым режиссером и Герасимова, Ростоцкого, Бунеева… И только в 1958 году на получила свой шанс на своё кино.

Дебютный фильм «Память сердца» стал знаковым для всего ее последующего творчества, в нем были все ее излюбленные и прочувствованные темы – любовь и война. «Память сердца» это военная драма о любви военного летчика Ральфа Чадвика и русской учительницы Екатерины Ивановны.

imgbea0f184d10f3e9158d46cde868f7050.jpg

Татьяна Лиознова так и не вышла замуж, но никогда не придавала этому особого значения и не считала себя несчастной. Она была замужем за кино. В юности она близко дружила с режиссером Станиславом Ростоцким, во время работы над его фильмом «Земля и люди» у них чуть не случился роман, но все закончилось дружбой. Другим возможным спутником считали знаменитого литератора Константина Симонова, не скрывавшего своих романтических намерений к тогда еще никому не известной Татьяне. Когда Татьяна снимала фильм «Им покоряется небо», она познакомилась с полярным летчиком, героем Советского Союза Василием Калашенко, который работал на картине в качестве приглашенного консультанта. Их отношения зашли довольно далеко, дочь Калашенко считала Татьяну названной матерью, но и эти отношения не переросли в брак, закончившись многолетней дружбой.

Самым популярным фильмом Лиозновой стал сериал «Семнадцать мгновений весны». Фильм был настолько популярен, что повторный его показ состоялся уже через три месяца. Работая над картиной, Татьяна отсмотрела километры военных документальных хроник, порою чуть не падая в обморок от увиденного ужаса. История советского разведчика под прикрытием стала в итоге народной историей. Никого не волновали мелкие ляпы в картине, некоторые моменты исторического несоответствия – Штирлиц стал олицетворением профессии разведчика в советской культуре, и, по совместительству – героем народных анекдотов.

Татьяна Лиознова убедительно доказала, что женщина может снимать кино! И делать это не хуже, а даже лучше мужчин. Она снимала фантастически быстро. Но дело было не только в скорости – в таланте, она снимала безошибочно быстро.

За свою режиссерскую карьеру, Лиознова сняла всего девять картин, и каждая из них стала хитом советского кинопроката.

_____

Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен