23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Павел Третьяков. «Берегите галерею…»

У слова «меценат» довольно интересная история происхождения. Гай Цилиний Меценат — это древнеримский покровитель искусств, который жил в 70 – 8 гг. до н.э., в правление императора Августа. Позже имя Мецената стало нарицательным. Нынешнее понятие слова «меценат» также тесно связано с понятием «покровительство». 

Принято считать, что меценат  —  это человек, который оказывает материальное покровительство науке и искусству, добровольно и безвозмездно. В истории России также есть известные покровители науки и искусств, чьи имена вполне могли бы стать нарицательными. Одним из таких людей является Павел Михайлович Третьяков.

Все знают о Третьяковской галерее в Москве, но далеко не все знают о Павле Михайловиче. Но, в общем-то, это вполне поправимое дело. Итак, Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 году, в Москве. Третьяковы происходили из старого, но не зажиточного купеческого рода.

Третьяков4.jpg

В возрасте двадцати лет Павел Михайлович отправился в Петербург и впервые посетил Эрмитаж. Очевидно, эта поездка оказала сильное воздействие на молодого Третьякова, в этом же году он приобрел первые девять картин старых голландских художников. 

Картины были куплены за девятьсот рублей на знаменитом Сухаревском рынке, который имел весьма неоднозначную репутацию — с одной стороны разнообразие картин именитых художников, а с другой — обилие подделок и нечистых на руку торговцев. 

Позже Павел Михайлович решил, что совершать подобные приобретения довольно рискованно, поскольку он не имел достаточно сведений для определения их подлинности и решил остановиться на приобретении картин русских художников с выставок или от самих авторов. 

И уже в 1856 году Павел Михайлович покупает первую картину русского художника, Василия Худякова. Картина называлась «Стычка с финляндскими контрабандистами». 

Тр1.jpg

В этом же году Третьяков заказывает картины нескольким художникам:: Н.Г. Шильдеру, Н.Е. Сверчкову, И.И. Соколову, А.С. Богомолову-Романовичу. Этот период в жизни Павла Михайловича принято называть «началом собирательства». 

Есть основания полагать, что тремя годами ранее Третьякова подтолкнула к этому шагу новость о картинной галерее русских художников в Петербурге, созданная директором почтового департамента Федором Прянишниковым.

Немаловажную роль в реализации идеи Третьякова сыграло и, конечно же, его окружение. В первую очередь, это был его брат, Сергей Михайлович. Братья имели различный характер, но дополняли друг друга. Сергей внес огромный вклад в создание галереи Третьяковых, собрав коллекцию картин зарубежных художников — в основном, немецких и французских. 

Одним из самых известных совместных приобретений братьев является Ташкентская коллекция Верещагина. Коллекция была приобретена за 92 тысячи рублей, оценочная стоимость коллекции на сегодняшний день — более 60 миллионов долларов.

Тр2.jpg

Братья Третьяковы. Художник: Айдаров Ильяс

В 1865 году Павел Михайлович женился на Вере Николаевне Мамонтовой, двоюродной сестре известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Вера Николаевна одобряла и поддерживала мужа, она являлась, скорее, идейным вдохновителем Павла Михайловича.

Одним из самых близких друзей Третьякова, а также первым художником, исполнявшим для него портреты (идея Павла Михайловича о собрании портретов выдающихся людей в области науки и искусства), был Василий Григорьевич Перов. Незадолго до своей смерти Павел Михайлович писал Боткину: «...уж очень близкий он был мне человек». Третьякова и Перова связывала тесная дружба, которую прервала смерть Перова в 1882 году.

Еще одним близким другом Третьякова был Илья Ефимович Репин. Репин создал по заказу Третьякова всеми известные портреты Тютчева, Тургенева, Забелина, Чистякова, Аксакова. Третьяков и Репин дружили семьями. Так вышло, что Павел Михайлович стал поверенным семейной драмы Ильи Ефимовича. 

В 1887 году Репин разошелся с женой, Верой Алексеевной. Но все же в первую очередь их связывало именно сотрудничество: частые заказы, обсуждение идей и согласование цен. Илья Ефимович называл увлечение Третьякова «колоссальной благородной страстью».

За время сотрудничества с Репиным коллекция существенно пополнилась. Были приобретены: «Запорожцы», «Крестный ход», «Не ждали», «Иван Грозный», портрет Мясоедова, Льва Толстого, «Толстой на пашне», «Перед исповедью», портреты Глинки, Е.В. Павлова, «Арест», «Дуэль». Общая стоимость этих картин на сегодняшний день составляет более 50 миллионов долларов.

Длительное и плодотворное сотрудничество связывало Третьякова с Виктором Михайловичем Васнецовым. Они познакомились в 1873 году и дружили до смерти Павла Михайловича. Сохранилось множество писем, которые позволяют сделать вывод, что Виктор Михайлович серьезно подходил к заказам Павла Михайловича, и их отношения были наполнены взаимным уважением. 

Третьяков приобрел у художника такие знаменитые картины, как: «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри», «Бой скифов со славянами» и другие.

Третьяков2.jpg

К концу 1860-х годов в собрании Павла Михайловича насчитывалось полторы сотни художественных произведений. Коллекция Третьякова приобретала все большую известность и возникла необходимость выстроить специальное помещение. 

В 1872 году было принято решение о постройке галереи, которое поручили выполнить зятю Третьякова, архитектору Александру Степановичу Каминскому. Местом для будущей галереи был выбран сад возле Толмачевских квартир Третьяковых.

Здание было построено за полтора года и уже в 1874 году его заполнили картинами. Но через три года галерею пришлось расширить из-за нехватки места для размещения верещагинских коллекций, постройка была окончена через пять лет, в 1882 году. 

Чуть позже к собранию Павла Михайловича присоединилась собранные Сергеем Михайловичем восемьдесят четыре произведения иностранных художников. В 1897 году начались работы по строительству нижней одноэтажной пристройки, которые были окончены в 1898 году.

Третьяков1.jpg

В 1892 году скоропостижно скончался брат Павла Михайловича, Сергей, оставив после себя завещание на передачу городу Москве своей коллекции картин и половины дома. Передать галерею и собрание картин городу было совместным решением братьев. 

Спустя месяц после смерти Сергея Михайловича, Павел Михайлович написал заявление в Думу о передаче городу коллекций картин, своей и брата, и дома. В одной из копий ранней версии завещания Павла Третьякова были следующие слова: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

Братья Третьяковы оставили после себя уникальную коллекцию картин, оценочная стоимость которых на сегодняшний день равна нескольким миллиардам долларов. Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве в 1898 году.

Третьяков3.png

Итак, кто же такой меценат? Конечно же, материального покровительства мало, необходимо и духовное, а также желание продвижения науки и искусства, сильный интерес и чувство ответственности перед своим народом.

Анна Парышева