23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Олег Викторович Федюра последний подвиг Героя

Начальник ГУ МЧС России по Приморскому краю полковник внутренней службы (1971-2016).

Атаку тайфуна «Львиная гора» в Приморье ждали. К ней готовились. На бесчисленных совещаниях в штабах МЧС, краевой администрации, воинских частях заслушивались новости из Японии – на эту страну «Львиная гора» обрушилась первой: «Смыты дороги. Разрушены сотни домов. Погибло более десятка жителей». Самое высокотехнологичное государство планеты не смогло отразить атаку стихии без человеческих потерь. На очереди была Россия. Задача была понятна: не допустить гибели людей, пострадавших – спасти и обеспечить всем необходимым.

Насколько эта задача была понятна, настолько же тяжело было ее решение. Ведь по разрушительной силе и масштабам «Львиная гора» был самым страшным тайфуном за последние почти триста лет.

В самом конце августа «Львиная гора» обрушилась на Приморье. Затопленными оказались 2,5 тысячи домов, больницы, детские сады, школы. Смыты десятки дорог. Но, несмотря на катастрофические последствия, человеческих жертв удалось избежать. На первый план вышло спасение пострадавших. Ведь из-за последствий тайфуна – разрушенной системы жизнеобеспечения, нехватки врачей и продуктов – также могли погибнуть люди.

Для оказания помощи была выделена целая армия. Три с половиной тысячи военнослужащих, 400 единиц техники, 18 самолетов и вертолетов; и это не считая всех сил местных служб Министерства Чрезвычайных Ситуаций – более 14 тысяч человек, в составе которых действовал начальник ГУ МЧС России по Приморскому краю полковник внутренней службы Олег Федюра. Именно действовал, а не входил или участвовал. Несмотря на высокий чин, Олег Викторович не любил, не принимал «кабинетной» работы. Он прекрасно понимал, что только его присутствие на месте случившейся катастрофы, гарантирует реальную оценку ее последствий, а следовательно не допустит человеческих трагедий.

oleg_fedyra.jpg

Да и все вопросы, — Олег Викторович, как бывший военный, это прекрасно знал – решаются куда быстрее и четче, когда «начальство» рядом. Он и был этим начальством. И был всегда на месте. Рядом со своими ребятами… Эти ребята-спасатели потом будут вспоминать: «Викторыч, жил работой»...

Пик активной фазы спасательной операции пришелся на второе сентября. В это время Олег Федюра лично инспектировал города и деревни Приморья, которые приняли на себя главный удар тайфуна. Увидев, его люди шли к нему с просьбой о помощи. Он не отказывал никому. Все аварийно-спасательные работы он брал под личный контроль. Четко определяя, что, кому, когда… Разбирался, помогал и ехал дальше. Туда где его ждали, туда, где он был необходим.

Несколько деревень Приморья после тайфуна из-за разлива рек оказались отрезанными от внешнего мира. Туда не то, что грузовики не могли пробиться – даже телефонной связи с ними не было. Олег Федюра собрал отряд из восьми спасателей, и погрузившись в КамАЗ, бросился на помощь. Дорогу в деревню Уборка преградила, вышедшая из берегов, река Павловка. Разлившиеся потоки снесли единственный мост. Наладить временную переправу не получалось – мешки с песком вода утаскивала с собой вниз по течению. 

Объезда не было. А людям, отрезанным от остального мира, нужна была помощь. Никто не знал, что с ними… Поэтому КамАЗ со спасателями, во главе с Федюрой, продолжил пробиваться к деревне. Река Павловка после тайфуна превратилась в стремительный грязево-каменный поток, несущий обломки деревьев. Мощный поток ударил в борт КамаЗА и многотонную машину потащило на глубину. Грузовик с восемью спасателями и Олегом Федюрой ушел под воду…

То что произошло потом скупо отражено в официальном заявлении МЧС: «Начальник главка погиб, до последнего спасая весь личный состав, но сам выбраться не смог. Пострадавших среди спасателей нет» За этими сухими строчками – настоящий подвиг Олега Федюры. Можно только представить, как он в ледяной воде, вытаскивал из грузовика своих подчиненных. Хотя «подчиненные» здесь не то слово. Он спасал своих ребят. Спасал спасателей. Забыв о том, что у него самого трое детей… Мама в Благовещенске. Любимая жена. Для него все были родными. И он спасал, жил для тех кто тогда был рядом. Тех, кто попал в беду.

Потом информслужба МЧС добавит: «На счету Олега Федюры сотни спасательных операций, а при его непосредственном участии были спасены сотни человек, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях»… А на сайте Министерства будут перечислены его награды. Причем не все. Среди его наград медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II- степени, медали «За отличие в ликвидации последствий ЧС», «За безупречную службу».

После гибели Олега Викторовича, его друзья, коллеги, те, кого спас из КамаЗА, будут вспоминать, каким замечательным он был танкистом, когда служил в армии, как любил свою маму, какие чудесные у него у дети – две дочки и сын, последовавший по пути отца и поступивший в Суворовское училище. Близкие расскажут о его страсти – Олег Викторович очень любил мотоциклы. Он не был гонщиком. «Просто любил ездить красиво». О том, как мечтал отдохнуть. Хоть немного. А еще все, без исключения, говорили о том, что он был простым мужиком. Одним из нас. Соседом по времени и жизни. Светлая память.