23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Агент «Баронесса»: Тайная жизнь детской писательницы Зои Рыбкиной-Воскресенской

Долгое время Зою Воскресенскую знали, как автора книг о Владимире Ленине. О том, что большую часть своей жизни Зоя была связана с разведкой, стало известно незадолго до ее ухода из жизни.

Зоя была старшим ребенком в семье, после смерти отца от туберкулёза ей пришлось пойти работать, чтобы помочь матери поставить на ноги младших детей. Первой ее работой стало мытье полов, после чего ее руки огрубели и в своей «второй» тайной жизни, чтобы соответствовать одной из «легенд», она научилась носить перчатки даже летом. Потом, по протекции друга покойного отца, Зоя стала работать библиотекарем в одной из частей ВЧК.

За достаточно короткое время Зоя прошла путь от библиотекаря до разведчицы. Ей было всего 22 года, когда она начала свою тайную жизнь, которая на почти четверть века связала ее с Иностранной разведкой. Ради этой работы она пожертвовала своей личной жизнью. Ее первая семья с Владимиром Казутиным, в браке с которым она родила сына Владимира, распалась – муж не мог смириться с новой работой жены.

Зоя Воскресенская

Первой ее служебной командировкой был Харбин, там она официально работала секретарем-машинисткой, а на деле собирала агентурную информацию. Потом была Рига, где никто не мог узнать в этой холеной даме с прекрасными манерами недавнюю девочку, которая когда-то мыла полы. Здесь она уже была «Баронессой», всегда носила перчатки и обладала безупречными манерами, которые еще больше отточила на работе в Вене и Берлине.

Зою вызвали в Центр и сообщили новое задание: она должна отправиться в Швейцарию и стать любовницей генерала. Зоя уточнила, можно ли с генералом подружиться и попытаться обойти интимную связь. Ответ был однозначным – нет. Зоя подумала и сообщила о своем решении: задание выполню, но по возвращении в Москву застрелюсь. Профессионализм Зои к тому моменту уже высоко ценился руководством, как, собственно, и ее жизнь. Ее отправили в Финляндию, где она стала работать заместителем резидента под именем Ирина и под прикрытием «Интуриста».

В Финляндии Зоя Воскресенская познакомилась со своим вторым мужем Борисом Рыбкином, который там был консулом Ярцевым, а на самом деле был резидентом советской разведки. Начались их с многочисленных конфликтов, Зоя даже подавала прошение об ее отзыве в Центр. Но прошло всего полгода, и агенты подали прошение на разрешение на брак, который не был фиктивным, они действительно друг друга полюбили.

Перед самым началом Великой Отечественной войны, Зоя начала работать аналитиком разведки в Москве, ее анализ позволял прогнозировать действия Гитлера и вносить необходимые корректировке в отношениях двух стран. Посетив прием в немецком посольстве под видом «мадам Ярцевой», супруги консула, она поняла, что до начала войны остались считанные дни. Ее острый взгляд подметил светлые пятна на обоях, оставшиеся после снятия картин, а также упакованные чемоданы.

Зоя Воскресенская

«Ирина Ярцева» становится одним из наставников разведчиков в группе Павла Судоплатова. Потом отправляется к мужу в Швецию, где он официально был советником посла, а на деле занимался привычной работой, собирая агентурные сведения. В задачу «мадам Ярцевой» входила так же разработка немецкой антипропаганды. Благодаря ей в Швеции выходил сборник, освещавший события на фронте с точки зрения Советского Союза.

В 1944 году Зоя рожает второго сына, а в 1947 году остается вдовой. При загадочных обстоятельствах Борис Рыбкин погибает в автокатастрофе в Праге, принимать участие в расследование его гибели Зое запретили.

Зоя очень тяжело переживала утрату мужа, она продолжала писать ему письма, зная, что никогда не получит ответа от любимого человека. Она смогла отвлечься работой, не забывая о воспитании маленького сына Алексея.

После расстрела Берии арестовали Павла Судоплатова, Зоя выступила в его защиту на парткоме Управления разведки. Сделала она это в тот день, когда ее должны были утвердить в члены парткома, а она категорически отказалась. Этого выступления и отказа Зое не простили, ее уволили, но дали возможность дослужить до пенсии в ГУЛАГе в должности начальника спецчасти. И даже там Зоя Воскресенская осталась верна себе – она помогала незаконно осужденным и работала над улучшением условий содержания заключенных.

Зоя Воскресенская

На пенсию Зоя вышла в 49 лет, ей пришлось начать жизнь заново, как будто и не было этих двадцати пяти лет, отданных разведке. Зоя начала писать, получала отказы от издательств, воспринимая их как стимул к совершенствованию своего писательского мастерства. Прошло всего несколько лет и Зоя уже член Союза писателей СССР, а ее книги издаются миллионными тиражами. За всю свою литературную жизнь она не написала ни одной строчки о работе в разведке, она была связана подпиской и была верна своей воинской клятве. Долгое время от написания книги о своей работе ее останавливала мысль о том, что она может навредить своей стране.

Уже будучи смертельно больной, Зоя Ивановна узнает, что она «рассекречена». Она спешно принимается за свое последнее произведение, книгу «Теперь я могу сказать правду».

Зоя Воскресенская не дожила буквально несколько месяцев до своего 85-летия и выхода книги в свет. Она ушла из жизни 8 января 1992 года, похоронена она в Москве на Новодевичьем кладбище.