23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Парикмахерское искусство в России. Стилисты прошлого и настоящего

Сегодня мы решили проследить путь развития парикмахерского искусства в России,  начиная со времен глубокой старины. 

Парикмахерское искусство

Довольно однотипными были мужские стрижки. «Под горшок» - так называлась  привычная для русского парня стрижка, когда на голову клали горшок, круглым  горлышком вниз и по краю горлышка обрезали наголо все, что оставалось видимым.  Волосы, спрятанные горшком, оставались не тронутыми. Пожилые мужчины редко  стриглись, отращивая волосы и бороды.  

У автора книги «История прически» можно прочитать, что князь Святослав Игоревич носил  особую прическу: длинный клок волос рос из середины бритой головы, раскладывался на  две части и лежал по обе стороны лица князя. 

Разные сословия носили схожие прически, в силу отсутствия разнообразия и фантазии в  отношении стрижек. И крестьянин, и боярин мог носить одинаковую прическу, но  головной убор был надежным отличием статуса или происхождения владельца.  

У женщин были простые и понятные традиции убранства. После замужества волосы прятались под платок, потому что демонстрация волос посторонним мужчинам считалось  недопустимым и даже позорным. 

Далее мужская стрижка претерпела некоторые изменения. Мужчины отпускали бороды, а  стрижки стали короче. Выбритое лицо было знаком молодости. Но в Смутное время  вернулась мода на гладкое лицо. Но с приходом к власти Алексея Михайловича, вернулся  запрет на короткие стрижки и бритые лица. Например, князь Кольцов-Масальский,  ослушавшись указа, потерял драгоценный чин. 

Женщины же по-прежнему плели косы и закрывали волосы головными уборами. 

Парикмахерское искусство

В 18 веке новые веяния внесли радикальные коррективы в моду на стрижки и прически.  Высший свет следовал французской моде, а крестьяне придерживались традиционных  обычаев. В моду надолго вошли парики. Это было удовольствие не из дешевых, поэтому  позволяли себе искусственные волосы лишь знатные и богатые особы. В Россию впервые  приехали «стилисты» из Европы, которые привезли с собой новое для нашей страны  искусство – парикмахерское дело. 

Дамы высшего света сооружали на своих головах высокие начесы, украшенные  накрахмаленными кружевами, шиньоны и пристяжные локоны. Самые смелые украшали  свои высокие прически дополнительным декором, изображающим корабли или другие  конструкции. 

В 19 веке мода на стрижки и прически изменялась стремительно. Диктатором моды была  Франция. Именно из Парижа приходили в Россию модные новинки. Теперь мужчины  стриглись коротко и укладывали волосы в стиле «а-ля-Тит», дополняя образ пышными  бакенбардами. Люди творческих профессий часто носили длинные волосы,  постриженные по прямой линии на уровне плеч. 

Женщины 19-го века укладывали волосы, в основном, в спиральные локоны или букли, а  на затылке фиксировали плоский шиньон. Второй вариант модной прически 19-го века – волосы, разделенные на две части центральным пробором, и собранные по бокам в тугие  кольца. Впервые в Петербурге появились щипцы для завивки волос, которые быстро  вошли в обиход модников и модниц. 

В двадцатом веке под влиянием политических потрясений и социальных преобразований,  женские стрижки стали гораздо проще, короче и легче в укладке. Удобство и простота  стали основным мотивом при выборе стрижки. 

Современная мода на стрижки и укладки предельно разнообразна. Женщины и мужчины  выбирают стрижку, исходя из собственных предпочтений. Никого не увидит бритая наголо  дама или мужчина с длинным хвостом.  

В поиске российских стилистов – законодателей мод мы решили упомянуть Сергея  Зверева и Влада Лисовца.

Парикмахерское искусство

Просим вам дополнить список именами других выдающихся профессионалов  парикмахерского дела в России. Заранее благодарны.